Дхама-махатмья
Home Зарисовки Индийские реализации или размышления на полу вагона

postheadericon Индийские реализации или размышления на полу вагона

Полночь 27 января 2009 года. Поезд где-то в Керале.

Если ты заплатил за слипер, не факт, что ты в нем поедешь. Эту нехитрую истину осознали мы и еще человек 50, которым не хватило места по waiting-list-у. Никто даже не подумал предоставить нам хотя бы сидячие места – полиция просто выгнала нас в соседний сидячий (не путать с общим!) вагон, где мы распределились по полу, кто стоя, кто сидя. Самые крутые пофигисты – даже лежа в проходах. Я сижу на свернутых пенках у открытой двери вагона.

 

Каждая поездка в Индию – маленькая жизнь. И когда мы проживаем ее, что-то меняется в нас.

Первая наша поездка – три года назад – произвела настоящую революцию в моем сознании. Первый раз в Индии – и сразу на неизведанный юг, о котором мы не знали ничего, кроме нескольких историй из жизни Рамануджачарьи. Знакомство с индийскими рикшами, поездами и вокзалами. Древние, темные каменные храмы с непривычной системой даршанов. И та самая ведическая культура с чистыми, солидными брахманами, которой мы так и не увидели в северной Индии.

И эта культура сразу же научила нас простому, но неотъемлемому своему элементу – к Богу (так же как к царю или учителю) нельзя приходить с пустыми руками.

Приходя в храм, следует принести какое-то подношение или хотя бы пожертвование. Это дань уважения великой (особенно самой великой!) личности, признак элементарной вежливости. Кстати, проявление того же элемента культуры – пожертвования слугам Бога, брахманам и вайшнавам, служение которым Господь ценит не меньше, чем служение Себе. Этому мы научились только к третьему году, причем с помощью скорее российских брахманов :) Это подношение нужно не Богу, оно нужно нам. Таким образом, мы благодарим Бога, как минимум, за милостиво подаренную нам возможность видеть Его…

С этим связано другое мое осознание – ценить возможность видеть Божества. В России мы привыкли, что можно придти к Богу в любое время дня, поздороваться и бежать по своим делам. Или посидеть почитать джапу. Или бхаджан какой-нибудь спеть. Здесь далеко не так. Потому что Бог – один, а желающих увидеть Его – много. Поэтому к Божествам часто стоят очереди. И чем длиннее очередь – тем меньше времени видеть Божество. Так, очередь к Баладжи идет несколько часов (3 – платная, 9 – бесплатная, а в праздники и по нескольку суток), а даршан длится несколько секунд. А ведь до Тирумалы надо еще доехать – это тоже время и деньги. В остальных храмах очередь, конечно, поменьше, но тоже есть. А индийская очередь, хотя бы десятиминутная – нелегкое испытание даже для самих индусов. После такого действительно начинаешь ценить – удовольствие смотреть на прекрасные лица Божеств, радость петь для них, возможность рассказать Им о своих радостях и горестях. И уже десять раз подумаешь, прежде чем пренебречь такой возможностью.

Вторая наша поездка была самой длинной и самой, пожалуй, трудной. Экстремальный «пробег» по Южной Индии, совпавший с сезоном паломничества шумных толп людей в черных одеждах, заполонивших все крупные храмы. Изнурительный кашель неизвестной природы, сразивший каждого второго преданного в Маяпуре. И Ганга-сафари – еще один тур по Южной Индии организованной толпой в 230 преданных во главе с моим духовным учителем.

Тогда я оценила возможность быть с преданными – причем, преданными ИСККОН, которые, несмотря ни на что, все-таки одна большая семья. Потому что у нас один общий «дедушка» - Шрила Прабхупада, давший нам этот духовный путь – учение Кришны и Господа Чайтаньи. И какими бы разными мы ни были – по национальностям, привычкам, темпераменту – это всегда будет объединять нас.

Тогда же я почувствовала принцип санкиртаны: петь киртан и проповедовать нужно всем вместе, чем больше народу, тем лучше. Что большая красивая харинама лучше, чем маленькая, и различие в настроениях преданных значения не имеет – потому что всех объединяет милость Господа Чайтаньи. Которую Он проливает на каждого, кто участвует в Его миссии проповеди сознания Кришны.

И, по милости духовного учителя, мне довелось осознать еще одно. Духовный учитель (как и Господь) видит и ценит мое служение, даже если не говорит мне об этом лично. И ценит особенно, если я продолжаю служить, несмотря на внешние и внутренние трудности. Понимание этого до сих пор очень поддерживает мою духовную жизнь.

Третья поездка (в прошлом году), напротив, оказалась довольно спокойной. Мы посетили не так много мест, но зато жили в них спокойно и подолгу, давая себе возможность погрузиться в атмосферу дхамы.

В Джаганнатха Пури мы смотрели на местных вайшнавов, которые поклоняются Божествам в небольших, полудомашних храмах. Служение этим Божествам – это вся их жизнь. У них нет другой работы и других интересов. Они делают одно и то же, изо дня в день. Иногда приходит много паломников и, соответственно, пожертвований, а иногда мало. Но они продолжают служить своему Господу и проповедуют Его славу этим стабильным служением.

Тогда же мы побывали на большом празднике в Шрирангаме – и это тоже был определенный урок. Роскошное поклонение Богу учит тех, кто не может Его полюбить, хотя бы уважать Его. А уважение – это платформа, с которой вырастает настоящая любовь. Церемониальные зонты, слоны, золотые паланкины, богато украшенные алтари не нужны Богу – но Он принимает их как знак любви Своих преданных, использующих материальные богатства в служении Ему, и привлекает материалистичных людей, меряющих Бога материальной меркой (потому что другой у большинства просто нет).

И еще в тот раз я впервые по-настоящему почувствовала счастье Навадвипа-мандала-парикрамы. Той самой – где 2000 преданных идут по земле, пыль которой помнит гулявшего здесь всего 500 лет назад Господа Чайтанью. Поют принесенный Им киртан и слушают о Его играх от Его возвышенных преданных, посвятивших всю свою жизнь распространению Его миссии. Это незабываемое, ни с чем не сравнимое ощущение, которое возникло у нас, когда мы впервые пошли на парикраму «с ночевкой» - чтобы полностью погрузиться в ее удивительную атмосферу.

И вот, наше четвертое паломничество. Оно только началось, и понять, чему же хотел научить нас Господь, мы сможем лишь потом, в России, подводя итоги. Но что-то начинает пониматься уже сейчас.

Возможно, это проявление милости Господа Анантешвары, которому мы, как советовал в лекции Госвами Махарадж, молились об избавлении от гордости…

Сейчас, сидя на полу вагона, я думаю о том, как важно ценить ту милость, которую дает тебе Кришна, и не требовать от Него большего.

Уезжая из Гуруваюра, мы поняли, что пробыли в этом, таком необычном месте ничтожно мало. Всего полтора суток, и треть этого времени мы проспали. Хотя отдохнуть было действительно надо – недосып, тянущийся еще с России, усугубленный бессонной ночью в поезде, мешал не то, что по-вайшнавски, а просто адекватно воспринимать действительность. А тут еще и непривычная система поклонения, странные обычаи и непонятная организация вообще поставил нас в эмоциональный тупик. Даже знаменитая вечерняя процессия со слонами не вызвала никаких эмоций… Так что выспаться было нужно, но из-за этого мы лишили себя возможности видеть, как идут по темным утренним улицам десятки и сотни паломников в белых одеждах, спешащих на первый даршан. Не увидели утреннего поклонения и не попробовали бывающий только в первой половине дня особый маха-прасад. И даже второй даршан Гуруваюр Кришны получился каким-то скомканным и непонятным.

И хотя можно описать красивыми словами большой храм, внутренний двор которого похож на ж/д вокзал – из-за высоких потолков, объявлений по радио и касс для покупки маха-прасада, мерцающие огни лампад на стенах и многоярусных подставках, серьезных слонов с большими бивнями, маха-прасадное свежесбитое масло… по-настоящему мы поняли только то, что ничего не поняли. Лизнули снаружи банку со светящимся, янтарным медом, но попробовать его не удалось. Возможно, просто не успели.

И не потому, что Кришна был недостаточно милостив к нам. В дхаме всегда не хватает времени – сколько ни живи, все равно потом оказывается, что куда-то не успел сходить или за кого-то помолиться.

Но нужно учиться быть благодарным Богу за все, что Он посылает. За то, что быстро доехали и устроились. За то, что вообще смогли получить Его даршан. Потому что слоновьи процессии, как оказалось, проходят внутри храма, и если бы у нас не было волшебных «арийских» сертификатов от Арья-самаджа, мы бы вообще не смогли увидеть Гуруваюр Кришну.

Кришна – очень гостеприимный хозяин. Жалко, что мы не можем предложить Ему в ответ ничего, кроме своей благодарности. Разве что обойти храм в знак почтения. И рассказать о Нем преданным – возможность служить которым нам тоже досталась по Его милости (Его – в образе Шри Шри Даял Нитай – Шачи-суты).

И вот мы уже едем дальше. Из слипера нас выгнали (хорошо, что утром выспались), зато тут, по ходу написания этого дневника, нам уступили два сидячих места – хотя бы по головам никто не ходит.

Говорят, сейчас вообще наступают тяжелые времена, когда хорошо не будет никому. Так что, возможно, и этот сидячий вагон – проявление милости Кришны. Что сейчас творится в общем вагоне – страшно даже представить. И злиться ни на кого нельзя, потому что, как говорят, тогда станет еще хуже. Вот, стараюсь, опять же, по милости… И не зря стараюсь – достань я всех своими возмущенными криками, никто бы нам место не уступил.

Едем дальше. Третий час ночи 28 января. До Нагеркоила осталось еще часа три…

Автор: Веда Прия дд

 

Комментарии  

 
#1 jay nitay 07.03.2011 13:55
Здорово пишете, интересно читать , вообще молодцы - отличный тематический сайт , хочется почитать продолжение ....
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить