Поннадиккал Джияр
В середине XV века в Ванамамалаи, в ортодоксальной брахманской семье появился на свет мальчик, которому в будущем предстояло стать выдающимся проповедником Шри-вайшнавизма и основателем Ванамамалаи-матха. Родился он под звездой Пунарвасу, в месяце Пуратташи, в год Рактакши (1447 г. по западному летоисчислению). Отцом его был благочестивый и преданный вайшнав Шри Рангараджа Свами, ученик Тируваймолли Пиллая.
Проведя все необходимые самскары, на двенадцатый день после его рождения, Рангараджа Свами дал мальчику имя Алагия Варада. Астрологи предсказали ему великую будущность – как учителя, преданного и знатока священных писаний. Мальчик рос и в должный срок прошел обряд посвящения в брахманы (упанаяну). Желая дать ему вайшнавскую инициацию, отец решил отвести его к своему гуру. В то время Тируваймолли Пиллай жил в Альвар Тирунагари, недалеко от Ванамамалаи и, взяв с собой сына и двух его братьев, Сенай-мудалиара и Рангачарью, Рангараджа Свами отправился в путь.
Придя в ашрам учителя (тот в это время объяснял собравшимся вайшнавам «Тируваймолли»), Рангараджа Свами попросил его дать посвящение этим трем мальчикам. Тируваймолли Пиллай, однако, поручил это одному из своих учеников – Манавале Мамунигалу.
Когда церемония посвящения была завершена, Рангараджа Свами отправился в обратный путь, но сын его остался в Тирунагари. Алагия Варада очень привязался к своему духовному учителю и не хотел покидать его. Он остался с ним на некоторое время и под его руководством изучал Веданту, «Дивья Прабандху», Рахасья-грантхи и другие священные писания. Несколько раз, желая испытать стойкость ученика, Манавала Мамунигал пытался отправить его домой к родителям, но тот неизменно отвечал: «Лотосные стопы духовного учителя – вот мои родители» - и не уходил. Так уже с двенадцати лет он демонстрировал необычайную отрешенность от мирских уз.
Однажды учитель попросил мальчика отправиться в родную деревню, чтобы выразить почтение Господу Тхотадринатхе, а потом вернуться обратно. Подчинившись указанию гуру, мальчик пошел в Ванамамалаи. Он понимал: учитель хочет напомнить ему, что, не отрекшись от мира, нельзя забывать о родных и о своих обязанностях по отношению к ним, и потому посылает его на родину.
Обрадованные родственники встретили Алагия Вараду с распростертыми объятиями и тут же завели разговор о женитьбе. Услышав это, мальчик бросился в храм и, пав ниц перед Господом Тхотадринатхой, стал молиться Ему:
- Господь, не дай мне угодить в сети майи! Я хочу отречься от иллюзорного бытия этого мира! Пролей на меня Свою милость и позволь стать санньяси!
Довольный его искренней мольбой, Господь одарил его благословениями и через Своего пуджари послал ему отрез шафрановой ткани и отшельнический посох. Он приказал мальчику остаться при храме, поселившись в местном матхе, и взять на себя управление храмовыми делами. Подкрепив Свое благословение милостью – гирляндой из туласи, прасадом и сатари – Господь дал Алагия Вараде новое имя – Ванамамалаи Рамануджа Джияр.
Услышав об этом чудесном событии, скоро в Ванамамалаи прибыл царь страны Малая (Кералы). Он хотел выразить почтение Господу Тхотадринатхе и новому санньяси. Покоренный чистотой Ванамамалаи Джияра, он подарил храму земли и полностью передал мальчику все полномочия, касающиеся заботы о древней святыне – Тхотадри.
Некоторое время Рамануджа Джияр прожил в Ванамамалаи, занятый наведением порядка, затем же, не в силах терпеть разлуку с духовным учителем, вернулся в Альвар Тирунагари, где погрузился в служение Манавале Мамунигалу. Довольный его преданностью, ачарья дал ему имя «Поннадиккал»[1]. Через некоторое время они вместе перебрались в Шри Рангам, по дороге на три дня зайдя в Вилипуттур и еще на три – в Тирумалирунчхолай.
Учитель и ученик жили в Шри Рангаме и были неразлучны. Когда Поннадикал Джияр сказал гуру о своем желании посетить Тирупати, тот вызвался отправиться с ним. Они вместе выступили в дорогу. Посетив по пути много святых мест, таких как Тирувелларай, Шри Мушнам, Тирукковалур и Тируккадигай, они добрались, наконец, до Тирупати.
В ту ночь настоятелю храма Баладжи Перия Келви Джияру приснился удивительный сон. Он увидел себя стоящим возле Альвар Тиртхи, а напротив него возлежала огромная, величиной с Тирумалу, фигура вайшнава. Стопы его были обращены к востоку, голова – к западу, а лицо – к югу. У стоп его стоял некий санньяси. Пораженный зрелищем, Келви Джияр стал расспрашивать людей вокруг: «Что это за вайшнавы?» И люди отвечали: «Это Манавала мамунигал и его ученик Поннадикал Джияр». Услышав их имена, настоятель проснулся, гадая о смысле сновидения. Придя в храм, он рассказал о происшествии своему учителю. Присутствовавшие при этом преданные начали гадать – кто же эти двое? Мнения совпали: Сам Господь пришел на Тирумалу в облике Своего преданного и Его слуги.
Тем временем Манавала Мамунигал и его ученик достигли подножия Тирумалы. Они получили даршан Говиндараджи, искупались в Альвар Тиртхе, поднялись в гору, омылись в Свами Пушкарини и направились в храм Баладжи. Вознеся молитвы Господу, вайшнавы спустились с горы и продолжили свое паломничество. Они посетили еще несколько святых мест и, в конце концов, пришли в Шри Перумбатур. Там Манавала Мамунигал изучал «Шри-Бхашью» под руководством выдающегося вайшнава Кидамби Наянара, а Поннадиккал Джияр служил ему и также постигал духовную науку. Завершив обучение, они вернулись в Шри Рангам.
В Шри Рангаме Поннадиккал Джияр своими руками отреставрировал Паллаварая-мантап, который Господь Ранганатха выделил Манавале Мамунигалу под матх. Он установил там асану (сидение) для духовного учителя, а на стене изобразил его самого – и себя, сидящего у его стоп со сложенными руками.
Вайшнавы Шри Рангама не сразу, но признали Манавалу Мамунигала своим новым ачарьей, и скоро он возглавил общину последователей Рамануджи. Там Манавала Мамунигал сделал Поннадиккал Джияра инициирующим гуру, дав ему право проводить посвящение для новых учеников. Первыми его учениками стали Койил Аннан, Аппаччияр Аннан и Дашаратхи Аннан.
Прошло несколько лет. Однажды Манавала Мамунигал получил известие от Господа Тхотадринатхи – Тот просил вернуть Поннадикал Джияра в Тхотадри, чтобы наладить управление храмом.
Учитель и ученик пришли к Господу Ранганатхе и склонились перед Ним, чтобы испросить для Поннадикал Джияра позволения отправиться в путь. Господь Ранганатха благословил его и через Своего слугу-пуджари подарил ему Божество Лакшми-Нараяны. Побывав у Ранганатхи, Джияр вернулся в матх своего гуру, провел там первую пуджу своим новым Божествам, после чего духовный учитель дал ему свое изображение для поклонения. Затем Джияр отправился в путь.
Прибыв в Ванамамалаи, он первым делом получил даршан Господа. Шри Тхотадринатха попросил его наладить храмовые дела и пообещал дать необходимые для этого силы и способности.
Вскоре его посетил Манавала Мамунигал. Он был очень доволен тем, как организовано поклонение в храме и попросил ученика координировать управление всеми главными храмами Господа Вишну в Пандья-наду.
Прошло несколько лет. Видя, что храм Господа Тхотадринатхи постепенно приходит в упадок и нуждается в серьезной реставрации, Поннадиккал Джияр задумал собрать средства на его восстановление. А для этого он решил отправиться в проповеднический тур по северной Индии. Зайдя по пути в Шри Рангам и выразив почтение гуру, он отправился на север, где посетил Бадарикашрам, Матхуру, Шалаграмам, Двараку, Айодхью и другие места паломничества. Везде он вступал в дебаты с представителями других религий, везде доказывал превосходство вайшнавизма. Тысячи людей просили его о посвящении, и тысячи стали его учениками. Он открыл несколько отделений Ванамамалаи-матха в крупнейших паломнических центрах, которые существуют по сей день. Люди охотно жертвовали ему на храм, и возвращался Джияр с огромной суммой денег. По дороге домой он снова зашел в Шри Рангам и с сожалением узнал, что Манавала Мамунигал незадолго до этого покинул земную обитель. Ачарья просил своих учеников передать Поннадикал Джияру некоторые из его личных вещей, и, помимо прочего, перстень и сандалии.
Вернувшись в Ванамамалаи, Джияр взялся за дело. Он велел построить в храме Господа Тхотадринатхи святилище для Рамануджи, подновил находившийся в плачевном состоянии виман над Господом и гарбха-гриху, возвел Артха-мантап, Маха-мантап, храм Андаль и несколько других помещений. Он наладил ежедневное поклонение Господу и привел в порядок расписание служб. Он положил начало многим праздникам: еженедельным, ежемесячным и ежегодным.
В те дни у Господа Деванаяки – утсава-мурти Тхотадринатхи – не было Лакшми-деви. Однажды во сне Господь явился к нему и сказал: «Моя супруга – на Тирумале. Приведи ее сюда». Проснувшись утром, Джияр пошел в храм и попросил у Господа позволения идти на Тирумалу.
Мурти Лакшми-деви (Варамангаи) стояло в храме Баладжи в отдельном алтаре. Священники думали в день Уттара-пхалгуни устроить их свадьбу, но незадолго до этого Лакшми-деви, которая пребывает в виде медальона на груди Господа Баладжи, явилась к ним во сне и сказала, что она – Его жена и другой не надо. Священники в растерянности отложили церемонию свадьбы и оставили Варамангаи, как и было, в отдельном святилище.
Скоро в Тирупати пришел Поннадиккал Джияр. Варамангаи пришла к нему во сне и сказала: «Отец, забери меня к Господу Деванаяке. Я – Его вечная супруга». То же самое она сказала храмовым священникам.
На следующее утро священники, радостные и возбужденные, собрались в храме перед Баладжи и стали пересказывать друг другу свои сны. Все поняли, что такова воля Самого Господа, и торжественно передали Божество Варамангаи Поннадиккал Джияру. Тот усадил богиню на роскошный паланкин и с огромной и пышной процессией доставил ее в Ванамамалаи. Там он отпраздновал великолепную свадьбу Господа Деванаяки и богини. На свадьбе Сам Господь обратился к нему, назвав его «Варамангаи Мамуниван», т.е. Своим тестем.
Поннадиккал Джияр ушел из этого мира в 1482 году.
[1] Предание гласит, что, увидев своего ученика после долгой разлуки, Манавала Мамунигал воскликнул: «Он и я – одно (там. нам поннади аниро), поэтому он будет зваться Поннадикал Джияром!».